Целебные свойства жира морских рыб

В апрельском майском номере Lancet (April 30, 2004) сообщается, что введение n-3 полиненасыщенных жирных кислот оказывает позитивный эффект при стабильной желудочковой тахикардии. Доктор Rainer Schrepf из кардиологической поликлиники Мюнхена считает, что повышение потребления полиненасыщенных жирных кислот (n-3 polyunsaturated fatty acids - PUFA) уменьшает летальность от внезапной сердечной смерти и имеет антиаритмическое действие.

Исследователи провели электрофизиологические тесты у десяти пациентов с высоким риском сердечной смерти, которым были имплантированы дефибрилляторы. У подавляющего числа пациентов, PUFA купировали приступы тахикардии или увеличивали порог, возбуждения которое требовалось для провоцирования приступа. По мнению ученых, PUFA могут быть менее токсичной и более вкусной альтернативой традиционным антиаритмическим препаратам. К сожалению, данные исследования в виду малого количества испытуемых, носят предварительный характер.

Национальная холестериновая образовательная программа (National Cholesterol Education Program - NCEP) начиная двухлетнего возраста рекомендует диетические меры с для детей с факторами риска развития сердечно-сосудистой патологии и отягощённым семейным анамнезом.

Источники информации:
1. Fish Oil Inhibits Sustained Ventricular Tachycardia Medscape Medical News 2004 http://mp.medscape.com/cgi-bin1/DM/y/hgcf0GZpGs0F6C0FxFS0A3
2. Hypercholesterolemia in Children and Fish Oil http://www.medscape.com/viewarticle/452832

 

 

По данным пилотного исследования, инфузия жира морских рыб может оказывать быстрый антиаритмический эффект у лиц с нарушениями сердечного ритма и высоким риском внезапной сердечной смерти.

Д-р Rainer Schrepf и его коллеги (Мюнхенский Университет, Германия), отмечают, что это первое исследование, подтвердившее антиаритмическое действие длинноцепочечных омега-3 жирных кислот у человека. Ранее крупное рандомизированное исследование GISSI-Prevenzione продемонстрировало, что увеличенное потребление полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК), содержащихся в рыбе, снижается риск сердечно-сосудистой смерти, и внезапной сердечной смерти, в частности. Тем не менее, быстрый антиаритмический эффект омега-3 ПНЖК у человека до настоящего времени практически не изучался.

Германские ученые выполняли электрофизиологическое исследование (ЭФИ) у 10 пациентов с имплантированными кардиовертерами-дефибрилляторами (ИКД) и повторяющимися эпизодами желудочковой тахикардии в анамнезе. У 9 участников имелась ИБС.

Стойкая мономорфная желудочковая тахикардия вызывалась у 7 участников, однако после инфузии 3.8 г омега-3 ПНЖК (100 мл) она перестала вызываться у 5 пациентов. Как и другие антиаритмические препараты, омега-3 ПНЖК вызывали удлинение эффективного рефрактерного периода желудочков, что говорило об уменьшении электрической нестабильности миокарда. Введение омега-3 ПНЖК не вызывало нарушений сердечного ритма ни у кого из участников.

Сами авторы признают, что нельзя исключить простую вариабельность результатов ЭФИ, и поэтому следует подтвердить полученные результаты в слепых, плацебо-контролируемых рандомизированных испытаниях.

В редакторской статье того же номере Lancet д-р Christine Albert (Клиника Brigham and Women’s Hospital, Бостон, Массачусетс) утверждает, что высокая воспроизводимость этого вида тахикардии при инвазивном ЭФИ говорит о неслучайности полученных результатов. В настоящее время уже закончены или близятся к завершению три рандомизированных испытания пищевых добавок, содержащих жир морских рыб, у пациентов с ИКД и повторяющимися эпизодами желудочковой тахикардии и/или фибрилляции. "Если антиаритмические свойства омега-3 ПНЖК подтвердятся, жир морских рыб может стать альтернативой традиционным антиаритмическим препаратам", полагает д-р Albert.

Lancet 2004;363:1441-2.


По материалам MedLinks.ru

 

 

Назад